Блог предназначен для коллег и родителей. В блоге представлены рекомендации для родителей,а так же копилка методического материала.
Требования к речи окружающих ребенка взрослых.
Навык речи формируется у ребенка по подражанию, поэтому необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной, могла стать эталоном. Известно, что не только дети, но и подростки, взрослые могут по подражанию менять звуковой состав слов (полотенец вместо полотенце, пинжак вместо пиджак, похудала вместо похудела и др.); путать похожие по звучанию слова (например, аутизм и атеизм и пр.); употреблять неправильные формы слова (ехай вместо поезжай, ложить вместо класть) и т.д.
Однако взрослые могут осознанно относиться к своей речи и исправлять
ошибки. У малышей усвоение речевых эталонов происходит спонтанно, неосознанно, поэтому существует опасность усвоения неправильного варианта речи, который со временем закрепляется. Кроме того, ребенок копирует другие стороны речи — силу голоса, темп и ритм речи, интонационную насыщенность — в целом манеру говорить. Старайтесь исключить сюсюканье с ребенком.
Учитывая все вышесказанное, необходимо постараться, чтобы речь окружающих
ребенка взрослых (а также старших детей) отвечала следующим требованиям:
правильность — речь взрослого должна быть чистой, без речевых нарушений;
четкость — слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией
звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого), с выделением ударного
слога;
простота — взрослый говорит простыми короткими фразами из 2-4 слов;
повторяемость — одни и те же слова, словосочетания и предложения взрослый
употребляет по несколько раз в течение одного занятия, затем они повторяются на
последующих занятиях;
богатство — взрослый использует в речи различные интонации, различную силу
голоса, меняет темп речи, делает паузы.
Постепенное усложнение речевого общения
Постепенно в ходе спонтанного развития, а также специальных игр и
упражнений уровень речевого общения ребенка развивается и усложняется. У
ребенка появляются новые речевые навыки, расширяется спектр его возможностей. Чтобы в полной мере использовать эти новые возможности, необходимо в соответствии с ними менять уровень требований к речи ребенка.
Однако следует помнить об осторожности: требования должны соответствовать
уровню развития речи ребенка, вредно как завышать требования, так и занижать их. Часто в семьях встречаются случаи неадекватно заниженных или завышенных
требований. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания
угадываются и немедленно исполняются. Во втором случае к ребенку постоянно
пристают с требованиями: «Скажи!», «Повтори!». Нередки ситуации, когда в одной семье присутствуют оба крайних подхода со стороны разных близких (например, папа требует, а бабушка жалеет и опекает).
Накопление пассивного словаря
Пассивный словарь - это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии. В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача — накопление словарного запаса: слова-предметы (существительные), слова-действия (глаголы), а также слова-определения (прилагательные и наречия). Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут манипулировать, что чувствуют. На начальном этапе работы с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь отвлеченными понятиями или обобщающими словами.
Игры для развития пассивного словаря
Покажи, где мама
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря.
Оборудование: семейные фотографии.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый вместе с ребенком
рассматривает семейные фотографии и просит найти изображение самого ребенка, показать маму, папу, бабушку, дедушку и других родственников, дачу, цветы, дерево, другие знакомые предметы и объекты.
—Покажи, где на фотографии мама. Найди и покажи папу. А где цветочки,
которые ты летом на даче рвал?
Румяные щёчки
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — названия частей тела и
лица и их назначение.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка
показать различные части тела или лица.
- Покажи, где у Миши щёчки? Покажи, где у Миши носик? Покажи, где у тебя
руки? Покажи, где у тебя ноги? И т.д.
Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не название, а
назначение части лица или тела.
—Покажи, чем Миша кушает? Чем Миша ходит? Чем Миша смотрит? Чем
Миша слушает?
Зеркало
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — названия частей тела и
лица, одежды и обуви, названия движений и действий.
Оборудование: большое зеркало.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый рассматривает вместе с ребенком его отражение в зеркале — лицо, тело одежду.
—Кто там? Это наш. Ваня. Покажи, где у тебя голова. А где волосы? Покажи
пальчики. А где у тебя платочек лежит? Вот он, в кармане. А где у Вани штанишки? А маечка? Покажи, что у тебя на ногах. Это тапочки. И т.д.
Далее можно попросить ребенка изобразить перед зеркалом различные движения
и действия. —Покажи, как ты посылаешь поцелуй. Помаши руками. Покажи, как ты
танцуешь. Покажи, как зайчик прыгает. И т.д.
Посидим, полежим!
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — названия предметов
мебели и их назначение.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их. —Где стол? Где стул? Покажи! Где кроватка? А где диван? И т.д.
Далее можно, не называя предметы мебели, указывать их назначение. — Покажи, на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать? На чем ты
сидишь? А где одежда лежит? И т.д. Если ребенок правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет этот предмет мебели.
— Правильно, это стол. За столом будем кушать. А это шкаф — там лежит
одежда. И т.д.
Встречаем гостей!
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — ориентировка в
помещении (квартире), понимание названия комнат и их назначения.
Оборудование: кукла или другая игрушка.
Ход игры: Игра проводится индивидуально, дома у ребенка. Взрослый
предлагает ребенку поиграть в гости.
- Вот к нам в гости пришла матрёшка. Давай покажем матрёшке нашу
квартиру. Покажи, где кухня. А где гостиная? Покажи, где детская. Теперь отведи куклу в ванную комнату! Пойдем в прихожую? А где туалет? Матрёшка спрашивает, где кладовка - Покажи! В следующий раз в ходе игры можно называть назначение помещений в квартире.
—Покажи, где ты одеваешься на прогулку. А где ты моешься? Где ты играешь?
А в какой комнате мама с папой спят?
Подписаться на:
Сообщения (Atom)