Дети с синдромом Дауна гораздо лучше воспринимают речь, нежели говорят сами. Однако им всегда есть что сказать. И им бывает очень обидно, когда они пытаются, пусть не очень внятно, выразить свои чувства и мысли, а их не понимают.
Проблемы с артикуляцией, мешающие другим понимать речь людей с синдромом Дауна, отмечаются практически у всех людей с этим диагнозом (свыше 95% опрошенных семей признали, что речь их детей бывает трудно понять).
У некоторых детей с синдромом Дауна такие проблемы заметны с самого начала и чаще всего связаны с врожденными пороками или особенностями развития. Другие дети могут четко произносить отдельные слова и фразы из 1-2 слов, но, когда они начинают говорить более бегло и более развернуто, особенно рассказывать о чем-то, что их взволновало, понять их бывает сложнее.
Проблемы могут носить различный характер. Ребёнок может быстро говорить и «глотает» окончания слов, из-за чего не всегда ясно, что именно он имеет в виду, или говорит всегда очень тихо и так, как будто у него вечно заложен нос. Может говорить медленно, заикаться, путать звуки в словах и повторять одно и то же слово по многу раз, или иногда произносит слова правильно, а иногда пропускает целые слоги в слове, переставляет местами звуки внутри слова, недоговаривает окончания.
Нельзя говорить о проблеме понятности речи людей с синдромом Дауна в целом. Каждый ребенок и каждый взрослый с синдромом Дауна обычно сталкивается с собственным «набором» трудностей, главными из которых могут быть следующие (подробнее они рассмотрены ниже):
- анатомические факторы;
- физиологические факторы;
- неврологические факторы;
- невербальные факторы;
- ситуационные факторы.
Анатомические (особенности строения) и физиологические (особенности функционирования) факторы связаны с врожденными особенностями человека с синдромом Дауна.
Анатомические особенности людей с синдромом Дауна, которые могут оказать влияние на речь, включают:
- высокое, узкое аркообразное нёбо, поэтому звуки получаются иногда более «носовыми»;
- особенности прорезывания зубов: зубы появляются позже, обычно не в том порядке, что у обычных детей; некоторые зубы могут так и не вырасти, а другие расти слишком тесно; это оказывает влияние на артикуляцию;
- открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе;
- маленькая, более узкая, чем обычно, верхняя челюсть;
- относительно большой язык. Сейчас считается, что у людей с синдромом Дауна язык такого же размера, как у всех остальных, но из-за меньших размеров ротовой полости (и из-за гипотонуса) он может плохо помещаться во рту, артикуляция может быть затруднена.
Физиологические особенности людей с синдромом Дауна, которые могут оказать влияние на речь, включают:
- низкий тонус (гипотонус) мышц, что приводит к трудностям в артикуляции;
- более слабые мышцы височно-нижнечелюстного сустава (мышцы, соединяющие нижнюю челюсть с черепом – перед ухом);
- распространенные среди детей с синдромом Дауна простудные заболевания, отиты, нередко приводящие к ухудшению слуха.
Неврологические факторы связаны с тем, насколько безупречно работает неврологическая система, насколько слажено взаимодействие головного мозга, спинного мозга, нервов. На первом году жизни ребенка обязательно несколько раз осматривает невролог, который поможет выявить и решить существующие проблемы.
Самые распространенные неврологические проблемы у детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на речь, – это:
- дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мышц;
- апраксия, состояние, мешающее правильно программировать, планировать и выстраивать по порядку звуки в речи.
(Иногда у детей с синдромом Дауна могут наблюдаться и дизартрия, и апраксия одновременно.)
Специальное лечение и практика позволяют ребенку научиться говорить более понятно.
У детей с дизартрией ошибки с речью всегда одни и те же. Если такой ребенок неправильно выговаривает какое-то слово, он обычно выговаривает его именно так, и не иначе.
У детей с апраксией ситуация противоположная. Главная проблема у них – с «программированием» речи, поэтому они могут переставлять звуки внутри слова; в одно время они могут произносить какое-то слово правильно, а в другое время – ошибаться.
Для апраксии характерны следующие внешние признаки:
- ребенок очень напрягается, старается выговорить звуки правильно, вы видите, как двигаются его губы, язык – но правильные звуки не выходят;
- непоследовательность ошибок в речи;
- ребенок употребляет меньше лепетных сочетаний в младенчестве, используется меньшее количество звуков, а также больше гласных, нежели согласных;
- ребенку легко произносить часто употребляемые клишированные фразы, они звучат очень понятно и правильно, но более сложные конструкции в неподготовленной речи (например, ответы на вопросы) ребенок осилить не может;
- проблемы с произнесением сочетаний звуков – ребенок может воспроизвести отдельные, изолированные звуки, иногда даже слоги, но не может правильно составить слово из этих слогов; переставляет звуки внутри слова или слоги внутри слова;
- ребенку труднее даются более длинные слова и фразы;
- отмечаются проблемы с ударением и ритмом: ребенок может говорить слишком медленно или слишком быстро, неравномерно.
Для ребенка с апраксией крайне важно постоянно практиковаться.
Пойте с ним песенки, занимайтесь музыкой. Особенно полезны песни с соответствующими словам жестами, а также песни, где постоянно повторяется припев. Ребенку легче их запомнить и интереснее в такой форме отрабатывать слова, звуки, фразы.
Выбирая книги для ребенка, подбирайте книги с предсказуемым сюжетом, с повторяющимися элементами сюжета и повторяющимися фразами (для младшего возраста большинство сказок отвечают этим требованиям, вспомните «Репку», «Теремок», «Колобок»). Зная, где в сказке будет повторяться одна и та же фраза, ребенок может сам подсказать ее вам. Это придаст ему уверенности в себе и мотивирует.
В повседневной жизни используйте повторяющиеся фразы, которые вашему ребенку будет легко запомнить и отработать, например, «Привет, как дела?».
Если у ребенка отмечаются трудности с речью, не пытайтесь стимулировать его лакомством или игрушкой, не обещайте ему что-то, если он правильно произнесет слово, и не наказывайте («не дам тебе мороженое, пока не произнесешь»).
Что касается содержательной стороны и проблемы понятности речи, возможны следующие трудности.
Детям с синдромом Дауна нелегко придерживаться какой-то одной темы, они в своих рассказах «скачут» с темы на тему.
Ребенку с синдромом Дауна трудно дается связная речь. Нужно учить его пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Понятность речи зависит от многих факторов: от того, насколько слушатель знаком с говорящим, насколько близка и понятна тема, насколько эмоционально к ней относится говорящий, как он себя чувствует, от того, насколько шумно в помещении, и так далее.
Иными словами, понятность речи зависит не только от речи говорящего, но и от слушателя, самого сообщения и от ситуации речи.
Старайтесь работать над понятностью речи в теплой обстановке, создавайте для ребенка положительную мотивацию. Например, если вы попросили ребенка сделать заказ в кафе, а официантка никак не может понять, что он пытается сказать, мягко помогите ребенку. Не заставляйте его чувствовать расстройство или унижение. Но не старайтесь перехватывать инициативу, пока ребенок еще хочет добиться успеха. Будьте терпеливы и настойчивы, но не забывайте показывать малышу, что вы его любите и цените.
Для детей с синдромом Дауна общение так же важно, как и для всех. И они начинают общаться с самого раннего возраста – с помощью плача, улыбок и жестов. Конечно, в младенчестве они еще не понимают, что таким образом общаются с нами, но наши реакции помогают им понять, для чего нужны эти выражения лица, улыбки, вокализации.
Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определенными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудняют для них процесс освоения языка и речи. Эти характеристики могут включать, в частности, скопление жидкости в ухе; частые инфекции среднего уха; потерю слуха; низкий тонус мышц лица, мышц внутри рта и снаружи, вокруг него; сравнительно малый размер ротовой полости по сравнению со сравнительно большим размером языка; повышенную или пониженную чувствительность к прикосновениям внутри и снаружи рта, а также умственную отсталость.
Некоторые из этих особенностей присущи большему числу детей с синдромом Дауна, некоторые – меньшему, но в целом такого явления, как «речь детей/ людей с синдромом Дауна», не существует. Все те факторы, что влияют на речь людей с синдромом Дауна, могут проявиться в жизни человека без синдрома. Это означает, что специалисты знают, как можно помочь преодолеть эти проблемы
Ребенок с синдромом Дауна обычно осваивает все умения, необходимые для овладения речью, но обычно это случается позже, нежели в случае с обычными детьми. Обычно дети с СД понимают намного больше, чем могут сказать. Чаще всего дети с СД без проблем дают членам семьи понять, чего они хотят, но сталкиваются с непониманием со стороны посторонних людей. Чем больше они общаются с разными людьми – братьями и сестрами, бабушками и дедушками, сверстниками на игровой площадке, в детском саду, в школе, с друзьями, - чем больше слушают сказок и рассказов, тем больше речевых моделей они усвоят.